Классы вязкости моторных масел: что обозначает «5W-30» на канистре
Классификация по вязкости, выбор масла для автомобиля и ответы на частые вопросы
Статья будет полезна для тех, кто хочет научиться подбирать масло для автомобиля и понимать информацию на этикетке. Разберемся в обозначениях классов вязкости на примере масла 5W-30.
Производитель автомобиля разрабатывает технические требования для масел. Это нужно, чтобы двигатель работал исправно и долго. Спецификации указаны в руководстве по эксплуатации. Моторное масло выбирают по этим двум критериям:
ДОПУСК
Набор технических требований к свойствам масла. Масло должно защищать от износа, коррозии и отложений, быть стабильным и не испаряться. Это проверяют с помощью десятков тестов в лабораториях и на стендах с двигателями.
Примеры допусков: API SN, ACEA A3/B4, BMW LL-04, VW 504.00/507.00.
КЛАСС ВЯЗКОСТИ
Требования к вязкости моторного масла: — при низких температурах, в момент холодного пуска двигателя — при высоких температурах, при рабочих условиях в двигателе.
Примеры классов вязкости: 5W-30, 5W-40, 0W-30, 10W-40, 15W-40.
Пример. Руководство по эксплуатации Toyota RAV4
Класс вязкости
Допуск
2
Классы вязкости моторных масел
Одна и та же Skoda Octavia может передвигаться по дорогам Сибири, побережью Тайланда и горам Австрии. Окружающая температура и погодные условия в этих местах значительно отличаются.
Чтобы в любой точке мира водитель мог найти масло для автомобиля, было найдено решение. Автопроизводители приняли единый стандарт — SAE J300. Этот стандарт классифицирует моторные масла по вязкостно-температурным свойствам. Спецификацию разработало общество Автомобильных инженеров SAE (Society of Automotive Engineers).
Отметим, что данные цифры — это условные индексы, а не температура применения. Неправильно считать, что масло 5W-30 можно применять до +30 градусов, а масло 5W-40 до +40.
5W
Высокотемпературная вязкость
30
-
"W" обозначает "winter"/зима
Низкотемпературная вязкость
Первая цифра - вязкость масла при пуске двигателя при отрицательных температурах
Вторая цифра - вязкость масла при рабочих температурах в двигателе при +100 градусах
Классы вязкости делятся на два типа:
Низкотемпературная вязкость
Первая цифра в обозначении: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W "W"-winter/зима.
Высокотемпературная вязкость
Вязкость масла при рабочих температурах в двигателе Вторая цифра в обозначении: SAE 8, 12, 16, 20, 16, 20, 30, 40, 50, 60.
Всесезонные масла имеют двойное обозначение через «тире»: 5W-30, 10W-40, 0W-20, 10W-30
99% моторных масел — «всесезонные». С 60−70-х г. в легковых автомобилях не используют отдельно «зимние» и «летние» моторные масла.
3
Низкотемпературная вязкость: 5W-30
Запуск автомобиля зимой — это стресс для двигателя. Инженеры Ford отмечали, что 60% основного износа в двигателе приходится на момент холодного пуска. Успешный запуск двигателя в мороз зависит от ряда факторов: качества топлива, состояния аккумулятора и фильтров, свечей зажигания, уровня износа в двигателе, моторного масла.
От качества и вязкости масла при низких температурах зависит не только запуск, но и срок службы двигателя. При понижении температуры вязкость масла повышается и оно загустевает. Масло постепенно превращается в желе, а потом полностью застывает. Поэтому производители установили параметр низкотемпературной вязкости для масел.
Первая цифра «0W/5W/10W» — вязкость масла в момент холодного пуска. Чем ниже первая цифра «XW -», тем меньше вязкость масла при отрицательных температурах.
30
5W
-
ЗАВИСИТ ОТ ОКРУЖАЮЩЕЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ
Выбираем цифру в зависимости от температуры холодного пуска
БОЛЕЕ ЖИДКОЕ МАСЛО В МОРОЗ - ЛУЧШЕ ЗАЩИТА ДВИГАТЕЛЯ
ЧЕМ МЕНЬШЕ ЦИФРА - ТЕМ МАСЛО БОЛЕЕ ЖИДКОЕ ПРИ ХОЛОДНОМ ПУСКЕ
Класс вязкости;Имитация холодного пуска (CCS);Прокачиваемость (MRV);
0W; не более 6200 сПз при -35 град.; не более 60000 сПз при -40 град.
5W; не более 6600 сПз при -30 град.; не более 60000 сПз при -35 град.
10W; не более 7000 сПз при -25 град.; не более 60000 сПз при -30 град.
15W; не более 7000 сПз при -20 град.; не более 60000 сПз при -25 град.
20W; не более 9500 сПз при -15 град.; не более 60000 сПз при -20 град.
25W; не более 13000 сПз при -10 град.; не более 60000 сПз при -15 град.
ИМИТАЦИЯ ХОЛОДНОГО ПУСКА (CCS): максимальная вязкость моторного масла при запуске холодного двигателя, которая обеспечивает проворачиваемость коленчатого вала со скоростью, необходимой для успешного запуска двигателя.
ПРОКАЧИВАЕМОСТЬ (MRV): определяется на 5оС ниже для гарантии надежной прокачиваемости моторного масла масляным насосом. Выражается значением динамической вязкости при температуре конкретного класса. Не должна превышать величину в размере 60 000 мПа*с, обеспечивающей прокачивание по масляной системе.
Диапазон применения масел
0W
Запуск двигателя — минус 35 Прокачиваемость — минус 40
5W
Запуск двигателя — минус 30 Прокачиваемость — минус 35
10W
Запуск двигателя — минус 25 Прокачиваемость — минус 30
5 преимуществ масла с низкой вязкость при холодном пуске
1
успешный холодный пуск
Более легкое проворачивание двигателя стартером. Не рекомендуем заводить автомобиль в - 30 градусов с маслом 10W-40.
2
Прокачивание масла
Масляный насос прокачивает жидкое масло по системе смазки двигателя под давлением. При холодном пуске нужен режим, не допускающий сухого трения в деталях.
3
Защита от износа
Жидкое масло быстрее поступает ко всем точкам смазки. Особенно до отдаленных деталей — газораспределительного механизма. Масло 0W-30 достигнет точек смазки быстрее чем 5W-30 и 10W-30 даже в - 5 градусов.
4
Экономия топлива
Чем быстрее двигатель достигнет рабочей температуры, тем меньше топлива потребуется для прогрева. Можно сэкономить до 3% топлива при использовании масла 0W-30 по сравнению с 5W-30.
5
Более низкая температура использования
Масло 0W можно использовать и в - 35 градусов, а вот 10W только до - 25 градусов.
Первую цифру зимней вязкости выбираем в зависимости от температуры холодного пуска двигателя.
Можно решить, что вторая цифра — максимальная температура применения масла в жаркую погоду. Масло 5W-30 используют до +30 градусов, а 10W-40 до +40 градусов. Это заблуждение.
Приведем пример. Водитель заводит автомобиль летом. За окном +25 градусов. Двигатель работает в штатном режиме. Проблем с системой охлаждения нет. Температура масла в момент пуска +25 градусов. Уже через минуту двигатель выходит на рабочую температуру. Водитель смотрит на датчик температуры масла — уже +100 градусов.
Делаем вывод. Для масла не важна температура за окном. В двигателе уже через минуту оно нагревается до +100 градусов и выше.
Вторая цифра в обозначении (20/30/40/50/60) масла — вязкость при рабочих температурах в двигателе. Чем она выше — тем выше вязкость при высоких температурах. Высокая вязкость — это не хорошо и не плохо. Она зависит от конструкции конкретного двигателя.
Два параметра высокотемпературной вязкости
кинематическая вязкость
Упрощая терминологию — это толщина масляной пленки при рабочих температурах в двигателе при +100 градусах.
динамическая вязкость
Масло в двигателе не находится в состоянии покоя. Производители проверяют стабильность масляной пленки в более жестком режиме: при повышенных температурах при +150 градусах и в условиях сдвиговых нагрузок.
Класс вязкости;Кинематическая вязкость (сСт при +100 град.);Динамическая вязкость (сПз при +150 град.);
8; 4-6,1; не менее 1,7
12; 5-7,1; не менее 2
16; 6,1-8,2; не менее 2,3
20; 5,6-9,3; не менее 2,6
30; 9,3-12,5; не менее 2,9
40; 12,5-16,3; не менее 3,7
50; 16,3-21,9; не менее 3,7
60; 21,9-26,1; не менее 3,7
5W
30
-
ВЯЗКОСТЬ ПРИ РАБОЧЕЙ ТЕМПЕРАТУРЕ В ДВИГАТЕЛЕ
Выбираем эту цифру только из инструкции автомобиля
ЗАВИСИТ ОТ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ
НЕ ЗАВИСИТ ОТ ОКРУЖАЮЩЕЙ ТЕМПЕРАТУРЫ
Вязкость при рабочих температурах зависит от конструктивных особенной двигателя:
— Уменьшение вязкости ведет к преждевременному износу трущихся поверхностей: подшипников коленвала и распредвала, кривошипно-шатунного механизма.
— Увеличение вязкости приводит к масляному голоданию и даже выходу двигателя из строя.
Если в инструкции автомобиля производитель не рекомендует использовать масло класса 5W-50 или 10W-60, то лучше не экспереминтировать. Гонщики и блоггеры любят рекомендовать высоковязкие масла. Но это не говорит о том, что они подходят автомобилю с рекомендациями 0W-30 и 5W-40.
Вторая цифра высокотемпературной вязкости зависит от конструкции двигателя. Открываем инструкцию автомобиля и следуем рекомендациям производителя.
5
Частые вопросы
1. Если выбрать масло «0W» на весь год, то оно не будет очень жидкое для лета?
Нет. Первая цифра — это вязкость масла только в момент холодного пуска. При рабочих температурах +100 градусах вязкость 0W-30 и 5W-30 будет в одних пределах.
2. 5W-30 и 0W-30. Где толщина масляной пленки будет больше при рабочих температурах в двигателе?
Одинаковая. За толщину масляной пленки отвечает вторая цифра в обозначении. Если допуск один и тот же (например, API SN), то и вязкость будет в одних пределах.
3. Что будет если выбрать более вязкое масло в холод? Например, 10W-40 вместо 5W-40?
Применение излишне вязкого масла при низкой температуре может: — затруднить пуск двигателя — увеличить расход топлива — вызвать повышенный износ
Это в свою очередь способствует сокращению срока безремонтного периода использования автомобиля.
Лучше так не делать.
4. Как правильно произносить обозначения масла 5W-30?
Принято читать: «пятьВ тридцать». Аналогично с другими маслами. 0W-30: «нольВ тридцать» и пр.
5. Масло 5W-30 работает до +30 градусов?
Нет. Вторая цифра — это условный индекс. Он показывает пределы вязкости масла при рабочих температурах в двигателе при +100 градусах и +150 градусах в условиях сдвиговых нагрузок.
6. У 5W-40 вязкость при рабочих температурах больше чем у 5W-30. Это значит 5W-40 защищает лучше?
Нет совсем так. Требования по защите устанавливает допуск масла. 5W-30 и 5W-40 в одинаковых условиях проходят тесты на износ, коррозию и пр. Поэтому в рамках одной спецификации защищать они должны наравне.
7. Производитель рекомендует 5W-30 и 5W-40. Какую высокотемпературную вязкость лучше выбрать?
При использовании 5W-30 по сравнению с 5W-40 можно сэкономить на топливе. При условии — допуск у масел одинаковый.
8. Почему 0W-30 дороже 5W-30?
0W-30 — это обычно полностью синтетические масла нового поколения. Разрабатывать и производить такие масла дороже из-за более качественного базового масла и присадок.
6
Выбираем класс вязкости для автомобиля
1
Зимняя вязкость
Первую цифру вязкости (0W/5W/10W) выбираем в зависимости температуры в момент холодного пуска двигателя.
При — 35 градусах используйте масло 0W, при -15 градусах можно выбрать 5W. У 10W — худшие низкотемпературные свойства. Масла 5W-25W в легковых автомобилях не используются.
2
Высокотемпературная вязкость
Вторую цифру вязкости (20/30/40) выбираем на основе требований инструкции автомобиля.
Не ориентируемся на летнюю температуру воздуха, советы блоггеров и гонщиков.
Если cтатья вам понравилась, расскажите о ней друзьям. Спасибо!