Вязкость моторного масла

"5W-30, 5W-40, 0W-30 и 10W-40…что обозначают данные цифры?"

Мы разберемся в обозначении классов вязкости по SAE

1. Классы вязкости моторных масел SAE

Для того, чтобы стандартизировать требования по вязкостно-температурным характеристикам для конкретных автомобилей в различных климатических зонах на мировом уровне была введена единая система классификации моторных масел — стандарт SAE J300. Данная спецификация была введена организацией Автомобильных инженеров SAE (Society of Automotive Engineers). На текущий момент большинство производителей автомобилей рекомендуют ориентироваться именно на эту спецификацию.
На первый взгляд таблица может показаться очень сложной, но постараемся разобраться поэтапно. SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, 8,12,16, 20, 30, 40, 50, 60 — это так называемые "классы вязкости" моторных масел:
Стандарт SAE J300
Низкотемпературная вязкость («W»-winter)
SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W
Высокотемпературная вязкость (вязкость масла при рабочих температурах в двигателе)
SAE 8, 12, 16, 20, 16, 20, 30, 40, 50, 60
Уже несколько десятков лет для легковых автомобилей не применяются отдельно «зимние», отдельно «летние» моторные масла. Это связано с тем, что в данный момент 99% моторных масел для легковых автомобилей являются всесезонными.
Всесезонные масла имеют двойное обозначение, причем класс, указываемый первым, как например SAE «0W-40», «5W-30» и указывает на низкотемпературную вязкость, а второй — на высокотемпературную вязкость SAE «0W-40»; SAE «10W-40».
«Моторное масло „5W-30“, можно применять летом до +300С, а „5W-40“ до +400С?»

На самом деле — «нет». Важно понимать, что данные цифры — это лишь условные индексы, которые ограничивают значение вязкости (не применения) того или иного масла в определенном температурном диапазоне. Поэтому не совсем правильно считать, что вторая (или первая цифра) напрямую обозначает минимальную или максимальную температуру применения.
Тогда, что мне применять летом? А зимой?
Для этого разберемся с понятиями низкотемпературной и высокотемпературной вязкости.
2. Низкотемпературная вязкость
Проворачивание двигателя стартером, прокачивание масла масляным насосом по системе смазки двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в деталях, фактически зависит от низкотемпературной вязкости моторного масла.
Применение излишне вязкого масла при низкой температуре может затруднить пуск двигателя, увеличить расход топлива и соответственно вызвать повышенный износ, что в свою очередь способствует сокращению срока безремонтного периода эксплуатации вашего автомобиля.
Езда зимой является большим стрессом не только для многих владельцев, но и для самого автомобиля, потому что основной износ в двигателе приходится преимущественно на момент холодного пуска.
SAE устанавливает следующие требования:
  • Масла 0W-XX должны прокачаться по системе смазки до -400С, а обеспечить запуск до -350С
  • Масла 5W-XX — должны прокачаться по системе смазки до -350С, а обеспечить запуск до -300С
  • Масла 10W-XX — должны прокачаться по системе смазки до -300С, а обеспечить запуск до -250С и т. д.




    «Как подобрать моторное масло по „зимней“ вязкости для конкретного автомобиля?»

    Ориентируйтесь на минимальную низкую температуру, при которой планируется использование автомобиля. Если зимой температура доходит до -350С, то вам однозначно рекомендуется использовать моторные масла класса вязкости «0W-xx». Если же вы живете на территории с более мягким климатом, то возможно использовать масла «5W-xx» и др.
    Однако если перед вами стоит выбор покупки между «0W-xx» и «5W-xx», то моя рекомендация всегда будет «0W-xx», даже если температура зимой не опускается ниже -50С.
    Это объясняется тем, что при прочих равных условиях моторные масла «0W-xx практически всегда превосходят по своим техническим характеристикам любые другие „зимние“ классы». Как ранее было указано, для автомобиля даже -50С является стрессовым пуском. Поэтому чем меньше вязкость моторного масла будет в момент холодного запуска, тем будет обеспечена лучшая защита ДВС и сокращение расхода топлива.

    3. Высокотемпературная вязкость

    Очень часто можно встретиться с заблуждением, что обозначения высокотемпературной вязкости SAE «XX-20», «XX-30», «XX-40» и пр. указывают на максимальную температуру применения в летний период. Однако, данные цифры ограничивают вязкость моторных масел при рабочих температурах и условиях в двигателе (что значительно выше даже +400С в самое жаркое лето):

     — кинематической вязкостью при +1000С
     — динамической вязкостью при +1500С в условиях сдвиговых нагрузок

    Соответственно, когда мы говорим о запуске двигателя в летний период, при условии, что система охлаждения в автомобиле работает исправно — температура окружающей среды для нас не ориентир.

    Высокотемпературная вязкость - условия работы моторного масла при рабочих температурах в двигателе.
    «Тогда какой класс высокотемпературной вязкости выбрать для моего автомобиля?»

    Вам необходимо открыть инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля и в графе рекомендаций автопроизводителя по смазочным материалам вы увидите классы высокотемпературной вязкости, которые подойдут конкретно для вашего двигателя.

    Параметры высокотемпературной вязкости зависят исключительно от конструктивных особенной двигателя. Уменьшение вязкости ведет к преждевременному износу трущихся поверхностей — подшипников коленвала и распредвала, кривошипно-шатунного механизма. Увеличение вязкости приводит к масляному голоданию и как следствие также преждевременному износу и выходу двигателя из строя.

    "Если кратко, как мне подобрать правильно продукт по вязкости?"

    1. "Зимнюю" вязкость выбираем преимущественно исходя из минимальных отрицательных температур использования автомобиля. Между "5W-XX" и "0W-XX" лучше выбрать "0W-XX, между "5W-XX" и "10W-XX", выбираем "5W-XX".

    2. "Летнюю" вязкость выбираем исключительно из рекомендаций в вашей инструкции по эксплуатации (не ориентируемся на окружающую температуру).
    КЛЮЧЕВАЯ ИНФОРМАЦИЯ